Новости проекта
Образовательная платформа ЭФФОР
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 18 человек

учитель-дефектолог

Дата: 17 марта в 10:30, Обновлено 2 апреля в 17:14

       

Как выявить недостатки звукопроизношения

Уважаемые мамы и папы!

Дошкольники не всегда овладевают правильным произношением звуков не только к 5, но и к 6 годам. Часто причинами отставания являются не возрастные особенности развития детской речи, а отклонения в строении артикуляционного аппарата, недостаточная подвижность отдельных его органов (губ, языка, нижней челюсти), недостаточный уровень развития фонематического слуха и восприятия (ребёнок не различает на слух отдельные звуки, смешивает их).

Прежде чем приступать к исправлению неправильного звукопроизношения, необходимо выяснить, какие звуки ребёнок произносит неверно и в чём выражается этот недостаток. При обследовании в первую очередь проверяется произношение свистящих звуков: С, Сь, З, Зь, Ц; шипящих звуков: Ш, Ж, Ч, Щ и сонорных звуков: Р, Рь, Л, Ль. У детей старшего дошкольного возраста чаще всего имеют место недостатки произношения этих звуков. Недостатки звукопроизношения могут выражаться в искажении звуков (звук есть, но произносится неверно, например, межзубно); в замене одного звука другим («шапка» - «сапка», «рак» - «лак»); в пропуске звуков («лопата» - «опата»); в смешении звуков (в одних словах звук произносится правильно, в других заменяется: «шуба», но «коска» («кошка»).

Чтобы выявить у ребёнка недостатки звукопроизношения, предложите ему рассказать стихотворение, пересказать сказку, рассказ. Внимательно вслушивайтесь в его речь, попытайтесь установить, какие звуки произносятся неправильно. Более детальное обследование состояния звукопроизношения проводится с помощью предметных картинок, в названиях которых проверяемые звуки находятся в разной позиции (Санки, ноСки, леС). Обязательно уточните, может ли ребёнок произносить звук изолированно, - для этого предложите повторить за вами тот звук, который ребёнок не произносит во фразовой речи или в отдельных словах. Подобная проверка необходима, чтобы выбрать путь устранения дефекта произношения. Так, если ребёнок опускает звук Р («сорока» - «соока»), сначала надо вызвать его или поставить, а затем закрепить в слогах, словах, предложениях и ввести в речь. При неустойчивом произношении звука (в одних словах он произносится верно, в других нет) или, когда ребёнок правильно произносит звук изолированно, работа по его постановке отпадает. В этих случаях надо только уточнить произношение звука, а затем закрепить в слогах, словах и фразовой речи. При замене одного звука другим, кроме занятий, направленных на постановку звука (получение изолированного звука), закрепление и введение в речь, необходимо одновременно проводить работу по различению вновь полученного звука и звука-заменителя. Например, при замене звука Ш звуком С надо провести ряд упражнений, направленных на то, чтобы научить ребёнка различать звуки С и Ш. Если звук произносится искажённо, следует выработать такое положение органов артикуляционного аппарата, при котором достигается правильное произношение. Затем звук закрепляется и вводится в речь.

Помните, что работа по исправлению недостатков звукопроизношения состоит из трёх основных этапов:

  1. Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика;
  2. Постановка (вызывание) звука;
  3. Закрепление звука в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, коротких стихах, небольших по объёму текстах (введение в речь).

Чтобы научить ребёнка свободно пользоваться новым звуком в своей самостоятельной речи, необходим постоянный контроль за поставленных звуком со стороны взрослых: вслушивайтесь в речь своего ребёнка, поправляйте неправильно сказанные слова, следите за правильным звукопроизношением.

Успехов Вам и терпения!



 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.